В интервью Виктории Павловны Логвиненко – социолога – аналитика, д-ра педагогики, академика Международной Академии Фундаментального Образования и Международной Гуманитарной Академии Европа-Азия, президента Сетевого консорциума научно-общественного взаимодействия, администратора канала По праву Гражданина
с Василием Николаевичем Василенко – д-ром философских наук, Президентом Народной Академии Наук ВЕЧЕ, академиком Международной академии ноосферы, членом президиума Ноосферной академии наук, Европейской академии естественных наук, научным редактором-основателем экологического альманаха НООСФЕРЫ Граждан в биосфере Земного Дома, экспертом Международного центра социально-гуманитарных исследований издательства «Учитель» и Московского общества Испытателей Природы
предпринята попытка разобраться в возможностях участия современного человека в процессах устойчивого развития в категориях и понятиях, присущих ноосферной парадигме развития, и влияния на них НООСФЕРНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ В ЭКОМОНИТОРИНГЕ БЕЗОПАСНОСТИ ОТЕЧЕСТВА.
Есть один факт развития Земли — это усиление сознания, хотя я допускаю, что, может быть, через миллион лет пойдет обратный процесс. (Из письма В.И. Вернадского жене, 1893)
Ход истории пошел к объединению человечества, к ноосфере — будущему единству человеческой организации как единой планетной действенной структуре. В.И. Вернадский, 1944).
Я очень рад, что ты очень ярко и просто выразил мою мысль о ноосфере как синтезе природного и исторического процесса. (Из письма В.И. Вернадского сыну, 1944).
Привожу в порядок архив и подготовляю канву для “Пережитого и передуманного” Хотелось бы эту работу закончить и больше прожить в ноосфере. (Из письма В.И. Вернадского дочери, 1944).
Человек не может полностью видеть ни себя вне человечества, ни человечество – вне жизни, ни жизнь – вне универсума. … преджизнь, жизнь, мысль – эти три события чертят в прошлом и определяют на будущее (сверхжизнь!) одну и ту же траекторию – кривую феномена человека.
Что такое эволюция – теория, система, гипотеза?.. Нет, нечто гораздо большее, чем все это: она — основное условие, которому должны отныне подчиняться и удовлетворять все теории, гипотезы, системы, если они хотят быть разумными и истинными. Если мы идем к человеческой эре науки, то эта эра будет в высшей степени эрой науки о человеке – познающий человек заметит, наконец, что человек как «предмет познания» – это ключ ко всей науке о природе.
Наука о человеке – теоретическая и практическая наука о гоминизации.
(П.Т. де Шарден, Феномен Человека. 1938 – 1940 гг. Пер. с фр. М.: Прогресс, 1965. – 240 с.)
Вопрос 1. Василий Николаевич, Вы являетесь одним из первых исследователей причин крушения СССР и взрыва постсоветских трудностей независимых государств. Результаты анализа и выявленные проблемы подняты Вами в диссертации доктора философских наук «Ноосферная концепция развития социальных институтов» (ВалГУ, 2005). Ей предшествовали принятие в Вашей научной редакции Советом безопасности Республики Казахстан Концепции экологической безопасности (указ, 1996), а в 1997 году издана книга «На пути к ноосфере». Но почему учение В.И. Вернадского о биосфере, эволюции биосферы этносов Земного Дома в ноосферную цивилизацию, признаваемые в науках, не воспринимают институты власти даже в условиях критически опасного роста глобальных угроз человечеству?
КТО ЭТО НООСФЕРНЫЕ Личности Здесь / Сейчас – в реальной жизни, мысли, деяниях, мониторинге принятия решений?
Откуда произошло словосочетание «жизни НООСФЕРНОЙ Личности Граждан государств в Земном Доме Семей Отечеств», и насколько обосновано самоназвание Человека разумного в экосистеме биосферы природы планеты? Мы верно понимаем: в понятии Человек разумный мы ценностно и мировоззренчески учитываем особый природный феномен, миссию, функции, статус, фактор, меру мудрости социобиовида Человека в живущих Здесь / Сейчас поколениях большой (малой) Родины человечества? Тогда почему в бытии часто поступаем неразумно?
Поясните, пожалуйста!
Ответ 1) Необходимость современного понимания общепланетной природы и смысла жизни НООСФЕРНОЙ Личности Граждан государств в Земном Доме Семей Отечеств человечества предвосхитил академик В.И. Вернадский (1863 – 1945). В 1915 году, то есть в самом начале первой Мировой войны и еще до создания учения о биосфере (1923 – 1938), концепции перехода биосферы в ноосферную цивилизацию (1931 – 1944) он сделал глобальный вывод, острота которого для качества жизни Семей нарастает перед новыми поколениями народов и государств: «Несомненно, по мере дальнейшего роста разрушительной военной техники охранительная и защитительная сила научного творчества должна быть выдвинута на первое место для того, чтобы не довести человечество до самоуничтожения» (1915). Победу над фашизмом во второй мировой войне народов СССР, наших союзников В.И. Вернадский назвал НООСФЕРНЫМ ФЕНОМЕНОМ ПОБЕДЫ Отечеств над звериной этикой Муссолини и Гитлера. Ноосферные Личности в проекте НООСФЕРНОЙ планеты представляют граждански высшие критерии, институты, инструменты, механизмы ее практической реализации в глобальных, региональных, местных, трансграничных, иных масштабах, но с учетом духовных и Семейных ценностей народов Земли. Их ноосферная роль вырастает из умения оффлайн и онлайн опережающе учитывать Здесь / Сейчас угрозы, риски, вызовы основам глобализации жизни, мысли, деяний:
– в понимании Ноосферной миссии Личности Граждан (НЛГ) в цивилизации;
– в осознании природы, статуса НЛГ в науке, образовании, целях управления;
– неотложности конституционного возвышения статуса Личностей Семей в цивилизационных, институциональных и мониторинговых отношениях Граждан;
– приоритет миссии ноосферных Личностей Граждан Семей Отечества в статусе «гражданин мира», «служебный человек», феномене «искусственного интеллекта», субъектов проектного партнерства в оффлайн и онлайн отношениях общества;
– роль ноосферных Личностей в устойчивом развитии государств при согласовании идейных ценностей бытия Отечества с глобальной безопасностью цивилизации…
Вопрос 2) В 1988 году на юбилейной конференции в Киеве (в честь 125-летия В.И. Вернадского) западные ученые еще до крушения СССР заговорили о необходимости вернадскианской революции в научном и массовом сознании Граждан, целях образования и управления. В 1993-м году вы были инициатором международной экологической конференции в честь 130-летия, принимали участие в других посвященных ему форумах.
Каковы главные цели и неотложнность создания системы гражданского экспертно-мониторингового контроля норм бытия для опережающего учета критериев жизни народов Земли?
Ответ 2) Этический императив глобальной безопасности поколений человечества больше века назад выразил универсальным принципом супраморализма основатель философии русского космизма Н.Ф. Федоров (1829 – 1903): Жить нужно не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а со всеми и для всех». Этому принципу в жизни и творчестве следовал В.И. Вернадский. Критерий супраморализма несет ноосферизм, проект ноосферной планеты и формирующееся ядро проекта НООСФЕРНОГО АЗЕРБАЙДЖАНСТВА. В супраморализме Ноосферные Личности своего времени бытия соединяют главные императивы цивилизационной жизнеспособности Граждан государств: экологическую культуру народов с высшими духовно-нравственными ценностями Семей.
Соблюдение критериев ноосферного закона безопасности поколений института Семей в биосфере Отечеств глобального общества (эко+био+медицинский принцип не навреди) зависит: на 50% от выбора ценностей жизни, знаний членов Семьи, определяемых уровнем воспитания, образованием интеллекта Личностей, реализуемых в социокультурном укладе общества, целях геополитического управления; на 20-25% – от геоэкологии среды жизни Семей регионов; на 15-20% – от сохранения родителями+детьми генетического и иммунного потенциала; на 8-10% – от развития медицины, качества и доступности здравоохранения. Поэтому ноосферная формула качества жизни поколений Семей Отечества (50%+20-25%+15-20%+8-10%), учитываемая в стратегии целей, задач управления безопасностью жизнеустройства в биосфере регионов Земли должна определять эко+техно+полисные критерии устойчивого развития субъектов человечества, их научно-образовательную, экспертно-мониторинговую и геополитическую стратегию деяний Здесь / Сейчас. Поэтому актуализацию целей, задач управления должен определять экспертно-мониторинговый анализ угроз Семьям (сопоставьте здоровье своей семьи с реальным учетом экотехнополисных условий жизнеустройства в биосфере регионов планеты). Модели выражают основы перехода в охране здоровья от холистической (обезличенной) – к ноосферной педагогике и медицине, этике и психологии…
Биосфера «диктует» введение ноосферной формулы долгожития поколений Граждан в конституцию, нормативно-правовые акты территории государств, инструменты, механизмы экотехнополисного управления поселениями Семей. Ноосферный потенциал интеллекта Личностей выражает универсальную меру само+воспроизводства ноосферной природы Граждан в биосфере Земного Дома, позволяющий учитывать его в бытийной, охранительной, защитительной, мониторинговой и прогностической силе разума человечества. Поэтому упреждающее воспроизводство единства ноосферной природы Человека, ноосферного статуса Личности, ноосферной миссии Граждан определяют Здесь / Сейчас безопасность Семей и эко+техно+полисную устойчивость (50%+20-25%+15-20%+8-10%) развития Земной цивилизации Hsi, то есть +Ч+Л+Г
Вопрос 3) Вы сотрудничаете с ноосферологами России, других постсоветских стран. Для продвижения учения о ноосфере, формирования основ Ноосферной антропологии безопасности Семей Отечества издали (вместе с Г.М. Имановым) первое учебное пособие «Ноосферная футурология» (2010); с 2012 года выпускаете авторский проект экологического альманаха НООСФЕРЫ Граждан в биосфере Земли. Но почему даже в условиях депопуляции Семей и глобального старения ноосферно-экологические императивы безопасности народов не востребованы в реформе академий наук, системы образования, тем более в институтах государственного управления? Ноосферно-экологический подход к глобализации нашего бытия – главный жизненный критерий безопасности поколений, высшая норма, мера, мониторинговый инструмент контроля целей управления, уточнения стратегических целей, защиты духовно-нравственных ценностей выживания субъектов цивилизации?
Ответ 3) Поддержкой издания учебного пособия Ноосферная футурология, рекомендованного учебно-методическим объединением вузов России, мои коллеги заложили и расширяют научно-образовательные основы глобального проекта НООСФЕРНОЙ ПЛАНЕТЫ. Он вырос из трудов В.И. Вернадского, поколений его последователей, из Ноосферной концепции устойчивого развития цивилизации (академик А.Д. Урсул: 1936 – 2020), НООСФЕРИЗМА А.И. Субетто, ноосферного крыла постсоветских ученых… Необходимость издания электронного экоальманаха НООСФЕРЫ Граждан признана в итоговых документах Первого Всемирного форума духовной культуры (Казахстан, Астана, 2010). Ежегодник экоальманаха НООСФЕРЫ Граждан пытаемся развить до глобального партнерства Ноосферных личностей в офлайн отношениях институтов и онлайн принципах деяний.
Вопрос 4) Вы исследуете проблемы ноосферной антропологии (разумные начала науки и системы образования поколений), ноосферной футурологии (экокритерии мониторинга безопасности и стратегического планирования), становления Ноосферных Личностей Отечества. Но цифровизация «печет» служебного человека. Поговаривают о неандертальце с компьютером. Нарастает конфликт искусственного интеллекта (ИИ) с живой – ноосферногенетической природой Человека разумного. Чингиз Айтматов поднял проблему манкуртизма – беспамятства в культуре и поколениях. Какие ИИ несет угрозы, риски, вызовы формированию Здесь / Сейчас мышлению детей, внуков, правнуков Человека разумного – и вообще субъектам человеческой цивилизации, называющей себя разумной, но действующей близоруко, на самоуничтожение?!
Ответ 4) Это мировоззренчески и духовно-нравственно главная проблема выживания техногенной цивилизации. Она несет новые проблемы для науки, образования, институтов управления. Поэтому нужно супраморализм Н.Ф. Федорова (учителя К.Э, Циолковского) соединять с учением о биосфере, концепцией эволюции этносов биосферы в ноосферную цивилизацию. В глобальных, иных масштабах бытия нужно авторитет Учителя поднимать до Ноосферной миссии статус Личности в Отечестве, цивилизационно возвышать понимание феномена разумности природы самого Человека и Гражданина в жизни Семей Отечеств до конституционно высшего уровня безопасности человечества. Это МИССИЯ НООСФЕРНОЙ КОНСТИТУЦИИ ПЛАНЕТЫ, цель проекта БРИКС+.
Вопрос 5) Вы участник постоянно действующих международной конференции «О ноосферном образовании в евразийском пространстве» (2007 – 2023), Международного научного Конгресса Глобалистики МГУ (с 2009 г.) и других форумов высшего экспертного уровня.
Но почему, на ваш взгляд, актуальные выводы и оценки форумов не учитываются в геополитической стратегии государств, тем более в их партнерстве и сотрудничестве?
Ответ 5) Граждански подвижническая когорта ноосферологов растет, расширяется. Но …ноосферные цели, императивные критерии решений медленно доходят до законодательных голов общества, лидеров науки и институтов власти. В Посланиях-2018 и 2024 годов Президента России поставлены проблемы, решение которых может быть наиболее эффективным при опережающем развитии системы ноосферного образования, широком востребовании ноосферной миссии науки в системе общественного, государственного и мониторингового управления. Сейчас все больше говорят о цивилизационно универсальном советском опыте, создавшем в Союзе Советских Социалистических Республиках советского Человека и Гражданина-патриота. Без них была бы невозможной Победа советского народа над фашизмом. Это и главная цель Специальной военной операции, нужная не только России, а и Семьям Отечеств человечества в Земном Доме
Вопрос 6
Каковы, на Ваш взгляд, перспективы проекта консорциумов Вернадский, запущенного по инициативе ректора МГУ им. М.В. Ломоносова академика РАН В.А. Садовничего?
Ответ 6) Меморандум ректора МГУ о создании проекта консорциумов Вернадский подписан с губернаторами около половины регионов Российской Федерации. Но наука, как главная производительная сила общества и человечества, тем более ноосферная миссия науки, конституционно не включена в структуры официальной власти государства-цивилизации, а ее экспертно-мониторинговая функция, то есть охранительная и защитительная сила научного творчества Личностей, о первостепенной необходимости которой более века назад обеспокоенно говорил В.И. Вернадский, вообще не поднята на стратегический уровень футурологической безопасности государств планеты.
Вопрос 7) В 2017 году совместно с учеными Российско-Таджикского славянского университета Вы издали фундаментальную книгу «Ловушки глобализации» с подзаголовком «Ноосферный мониторинг безопасности граждан суверенных государств ООН в Земном Доме» (Душанбе, Волгоград). В ней очерчена неотложность проекта консорциумов Вернадский для постсоветских государств. Как использовать сетевое партнерство граждан для упреждения угроз, рисков, вызов, особенно в офлайн и онлайн регулируемых отношениях?
Ответ 7) Это может быть наиболее активным фактором развития глобально-регионального ноосферного движения граждан, потенциалом реализации проекта НООСФЕРНОЙ ПЛАНЕТЫ, инструментом создания ноосферного мониторинга безопасности цивилизации, наконец, конституционного возвышения Института Семей Отечеств в государствах-цивилизациях. В монографии изложены критерии, инструменты, механизмы решения проблем, показан опыт создания антикризисного проекта устойчивого развития – Волжский ноосферный город (2015 – 2017). Но проект, увы, заморожен.
Вопрос 8) Мне известно о разрабатываемых Вами проектах НООСФЕРНОГО ДВИЖЕНИЯ, деятельности по созданию фундаментальных и научно-прикладных аспектов развития НООСФЕРНОЙ ПЛАНЕТЫ и НООСФЕРНОГО Азербайджана.
Вы уверенны в выверенности предлагаемых решений, обоснованности их распространения в регионах?
Ответ 8) Начинаем мы с главного – системы ноосферного образования Граждан, которую нужно не просто распространять, а концептуально вписывать в основания наук бытия человечества, педагогику качества и ценностей жизни поколений, структуру профессионального образования Граждан. Ведь в геополитике бытия Отечеств человечества поколения СЕМЕЙ – это главные субъекты безопасности разумного Человека в биосфере и ноосфере государств-цивилизаций глобального общества. Поэтому нужно учитывать состояние развитости ноосферного интеллекта Личностей в формировании, развитии экотехнополисной пирамиды регионов Отечества.
К ноосферному наследию Президент России В.В. Путин обратился на саммите АТЭС (г. Бангкок, 2000 г.): «Наш соотечественник Владимир Вернадский, ещё в начале ХХ века создал учение об объединяющем Человечество пространстве ноосфере. В нём сочетаются интересы стран и народов, природа и общество, научное знание и государственная политика. Именно на фундаменте этого учения фактически строится сегодня концепция устойчивого развития». Пришло время ее реализации. Без нее невозможно преодолеть депопуляцию и остаточное отношения Семей к образованию.
Президент России В.В. Путин определил актуальное направление развития природоподобных (биосферосовместимых, ноосферногенетических) технологий: «Речь должна идти о внедрении принципиально новых природоподобных технологий, которые не наносят урон окружающему миру, а существуют с ним в гармонии и позволят восстановить нарушенный человеком баланс между биосферой и техносферой. Убежден, чтобы ответить на него, у человечества есть интеллектуальный потенциал» (указ №818 от 2.11.2022). Это значит, что нужно включать ноосферный потенциал интеллекта Личностей Отечества во всех его проявлениях – в науке, системе образования, культуре и геополитике государств.
Вопрос 9) Прошу Вас подробнее раскрыть роль, миссию Ноосферных Личностей в глобализации вообще, тем более в стратегии предупреждения угроз, рисков, вызовов безопасности государств в биосфере регионов нашего общего Земного Дома.
Ответ 9) Мои ответы даны в интервью, подробнее раскрываются в ежегодных выпусках экоальманаха НООСФЕРЫ Граждан, а теперь и в создаваемой Вами платформе. Посмотрите на взятые из интернета модели возрастно-половых пирамид разных государств и попытайтесь подобные биографически составить о поколениях СВОЕЙ Семьи. Сможете ли уверенно ответить на главные вопросы Вашей жизни в селе, институтах Отечества, цивилизационном времени бытия человечества?
Феномен Ноосферной Личности здесь / Сейчас в Доме природы выражен самоосознанием, пониманием природородового статуса, миссии, функции, роли поколений социобиовида Hsi в триаде «биосфера региона Земли – Семья – ЭТП цивилизации». В реальности он представлен функцией / моделью взаимодействия населения с природой территории планеты (см. рис. ниже)
К ноосферному наследию Президент России В.В. Путин обратился на саммите АТЭС (г. Бангкок, 2000 г.): «Наш соотечественник Владимир Вернадский, ещё в начале ХХ века создал учение об объединяющем Человечество пространстве ноосфере. В нём сочетаются интересы стран и народов, природа и общество, научное знание и государственная политика. Именно на фундаменте этого учения фактически строится сегодня концепция устойчивого развития». Пришло время ее реализации. Без нее невозможно преодолеть депопуляцию и остаточное отношения Семей к образованию.
Президент России В.В. Путин определил актуальное направление развития природоподобных (биосферосовместимых, ноосферногенетических) технологий: «Речь должна идти о внедрении принципиально новых природоподобных технологий, которые не наносят урон окружающему миру, а существуют с ним в гармонии и позволят восстановить нарушенный человеком баланс между биосферой и техносферой. Убежден, чтобы ответить на него, у человечества есть интеллектуальный потенциал» (указ №818 от 2.11.2022). Это значит, что нужно включать ноосферный потенциал интеллекта Личностей Отечества во всех его проявлениях – в науке, системе образования, культуре и геополитике государств.
Вопрос 10) Прошу Вас подробнее раскрыть роль, миссию Ноосферных Личностей в глобализации вообще, тем более в стратегии предупреждения угроз, рисков, вызовов безопасности государств в биосфере регионов нашего общего Земного Дома. В этом смысле выделите ноосферное ядро критериев стратегии целеполагания для Ноосферной Повестки дня государств ООН на XXI век?
Ответ 9) Ответы даны в интервью, подробнее раскрываются в ежегодных выпусках экоальманаха НООСФЕРЫ Граждан в биосфере Земли, на платформе СКНОВ (https://ncspi.ru) в модели ноосферно-экологической экспертно-мониторинговой системы безопасности территории государств БРИКС+. Рассмотрим в фундаментальном, научно-прикладном, институционально-организационном и конституционно-нормативном значении роль, миссию ноосферной личности Граждан Отечества в реализации указа «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации» (28 ноября 2024 года № 1014).
Высшим показателем Доверия к власти (1), определяющим ее эффективность, в указе признаны Численность населения (2), Суммарный коэффициент рождаемости (3), Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (4), Уровень бедности (5), Удовлетворенность граждан условиями для занятий физической культурой и спортом (6), Удовлетворенность участников специальной военной операции для медицинской реабилитации, переобучения и трудоустройства (7), Уровень образования (8), Эффективность системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи (9), Доля людей, вовлеченных в добровольческую деятельность (10), Условия для воспитания гармонично развитой, патриотичной и социально ответственной личности (11), Количество семей, улучшивших жилищные условия (12), Объем ввода в эксплуатацию жилой и нежилой недвижимости (13), Качество среды для жизни в опорных населенных пунктах (14), Доля автомобильных дорог… ((15), Доля парка общественного транспорта… (16), Качество окружающей среды (17), Темп роста (индекс роста) реального среднедушевого денежного дохода населения (18), Темп роста (индекс роста) физического объема инвестиций в основной капитал… (19), Темп роста дохода в расчете на одного работника субъекта малого и среднего предпринимательства (20), «Цифровая зрелость» государственного и муниципального управления, ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в т.ч. здравоохранения и образования (21).
Вопрос 11. Учитывая напзванный в указе перечень показателей для оценки качества управления территорией государства, выделите ноосферную формулу безопасности Отечества, включающую ядро критериев устойчивого развития на уровне Семей, в масштабах поселений биосферы регионов, в жизнеустройстве цивилизации, обязательных и для партнеров БРИКС+?
Ответ 11:
Показатели гражданского экспертно-мониторингового контроля эффективности системы управления органов власти государств актуальны для биосферы регионов Земного человечества, особенно в условиях цивилизационного роста угроз депопуляции и бремени болезней Семей, глобального старения, оскудения природных ресурсов, обострения других вызовов. Посмотрите сами на модели возрастно-половых пирамид государств и попробуйте выстроить ядро перечня основных (жизненно незамещаемых) критериев безопасности, ноосферно-экологически упреждающе учитывающих уровень, качество жизни нынешних, будущих поколений СВОЕЙ Семьи, приземляемые к поселениям биосферы в регионах Дома планеты.
Наиболее актуальные аспекты обострения этих проблем обсуждаются в докладах ноосферно-экологических форумов (2007 – 2024), I – VII МНК ГЛОБАЛИСТИКИ (2009 – 2023), выпусках экоальманаха НООСФЕРЫ Граждан, учебном пособии «Ноосферная футурология» (2010), других публикациях. Их анализ позволил поставить проблемы ноосферно-экологического мониторинга жизнеспособности цивилизации и выделить ядро критериев безопасности Семей Отечества в биосфере регионов Земли. Он включает: 1. Качество и продолжительность реальной жизни поколений (нужен переход от демографической статистики территории к учету качества жизни поколений в муниципальных образованиях. Устойчивое воспроизводятся семьи при одновременно живущими тремя – четырьмя поколениями); 2. Уровень бедности (нужен мониторинг уровня ВВП на душу населения и внутри семей, включающий разумный порог соотношения «богатые – бедные»); 3. Качество и доступность образования (нужно введение порога справедливости в соотношении бесплатного и платного); 4. Качество и доступность здравоохранения (контроль соотношения бесплатной и платной охраны здоровья, учет бремени болезней в семье и поселениях); 5. Налоговое бремя власти (нужен мониторинг соотношения экономической выгоды и бюджетной поддержи бизнеса); 6. Качество окружающей среды (нужен учет принципа презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной, иной деятельности. См. Конституцию РФ и статью 3 закона РФ об охране окружающей природной среды).
Введение даже этого ядра территориально приземляемого к условиям биосферы регионов планеты критериев безопасности государства, учитываемых в нормах качества жизни нынешних, будущих поколений, заставляет ноосферно-экологический подход распространять на гражданские экспертно-мониторинговые оценки показателей эффективности госуправления, учитывать язык ноосферной лингвистики в инструментах «цифровой зрелости» вертикали власти и семьи. Поэтому мониторинг управления должен начинаться снизу вверх – от оценки качества жизни, индикаторов долголетия в институтах Семей. На этой основе проверяется верность выбранных органами власти целей разумных действий по вертикали управления жизнью субъектов экотехнополисной пирамиды бытия биосферы в этажах природопользования биосферы регионов общества.
Поэтому ранжирование показателей ноосферно-экологического ядра критериев безопасности Отечества должно приземляться к экотехнополисным условиям жизнеустройства территорий, в их рейтинг нужно добавлять другие актуальные для народов государств показатели, позволяющие снижать угрозы, риски, вызовы глобализации Семьям. Для этого они должны приоритетно учитываться в цивилизационном и конституционном согласовании, мониторинговом контроле традиционных национальных ценностей, проверяемых качеством жизни, долголетием поколений, критериями качества управления безопасностью, учитывающими переход к устойчивому развитию, утверждению суверенности государств в системе БРИКС+.
Феномен бытия Ноосферной Личности в природе выражен самоосознанием, пониманием природородового статуса, миссии, функции, роли поколений социобиовида Hsi в ЭТП-триаде взаимодействия «биосфера региона Земли – Семьи Отечества – ЭТП цивилизации». В жизни это ноосферно-экологическая мера разумного взаимодействия Граждан с природой в экотехнополисной пирамиде территории поселений (см. ниже ЭкоТехноПолисные модели ноосферной лингвистики взаимодействия совокупных поколений +Ч+Л+Г с природой в институтах самореализации цивилизации). Понятия ноосферной лингвистики бытия +Ч+Л+Г Здесь / Сейчас выражают уровень разумности само+осо+знания поколениями Семей Hsi ноосферной педагогики, аксиоматики, семиотики. Это знаки профессионального понимания знаний, воспитания, образования, деяний. В реальности бытия «цифровая зрелость» институтов управления выражает развитость ноосферной лингвистики, педагогики и аксиоматики в науке, образовании, создании гражданского ноосферно-экологического мониторинга безопасности. Собственно, без этого не решить проблемы предупреждения угроз депопуляции Семей, глобального старения, повышения жизнеспособности субъектов Земной цивилизации.
Но эта тема нуждается в отдельном и подробном разговоре.
Ноосферная антропология безопасности +Ч+Л+Г Семей человечества в биосфере Земли