Патриотизм: соотношение индивидуального и социального

Определение

Чувство любви к родине, идеясознание гражданской ответственности за судьбы отечества, выражающиеся в стремлении своими действиями служить ради своего народа, ради защиты его интересов ◆ Ненависть немцев к французам, англичан к янки и русских к японцам и т. п. и обратно

Из представленного определения видно, что патриотизм проявляется на уровне чувств и сознания.

Социальное самосознание и патриотизм формируется на основе “духоподъемной идеологии” (по Субетто А.И.)

Патриотизм – важнейшая составляющая антикоррупционного мировоззрения

  • Гражданство отражает правовую связь человека и государства, а гражданственность — нравственное, духовное отношение гражданина к своему государству.
  • Высшим проявлением гражданственности считается патриотизм.
  • Патриотизм выражается в чувстве любви к Отечеству, своему народу и готовности служить интересам своей Родины. 
  • Быть гражданином — значит быть участником общественной жизни. Россияне могут участвовать в жизни страны через своих представителей или напрямую, например голосуя на выборах и референдумах. см.

Из материала “Сопричастность”:

О достоинстве человека

В работах французских социологов Эмиля Дюркгейма, Люсьена Леви-Брюля и других разрабатывался принцип социальной обусловленности психики. Этот подход превалирует в социологии. Личность рассматривается как конкретное выражение сущности человека, целостное воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества.

На данном этапе приобретает особое значение такая детерминанта социального поведения как  сознание — способность идеального воспроизведения действительности в мышлении, высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий человеку как общественно-историческому существу. Сознание позволяет индивиду накапливать знания, опыт, усваивать социальные нормы, ценности, стандарты поведения, т. е. все, что необходимо для социализации и включения индивида в социальную жизнь общества. [42] Оно способствует адекватному восприятию индивидом существующей действительности, осознанию собственного «я» и нахождению своего места в социальной структуре, а также самооценке и самоконтролю в любых жизненных ситуациях.

Сознание формируется в процессе социализации индивида,  по мере аккумулирования опыта, приобретенного в ходе его социальных отношений и деятельности. Сознание позволяет человеку приобрести определенный набор качеств, знаний, навыков и свойств, которые предопределяют его действия и жизнедеятельность, делают динамичным, способным ориентироваться в конкретных жизненных ситуациях. 

Сознание является основой для накопления  социального опыта,  позволяющего человеку добиваться успеха в различных сферах деятельности, формировать социальные установки. Известный представитель отечественной социологической школы В. Ядов отмечал: “Согласно теории Д.Н. Узнадзе, установка представляет собой целостно-личностное состояние готовности, настроенности на поведение в данной ситуации и для удовлетворения определенной потребности. В результате повторения ситуации, в которой данная потребность может быть реализована, установка личности закрепляется, фиксируется.”[43]

При исследовании патриотизма рассматриваются различные сочетания слов и понятий.

В начале XVIII века слово «патриот» использовалось только знатью, спустя несколько десятилетий оно вошло в лексикон образованных людей, а к концу века возникло само понятие «патриотизм», которым оперировали писатели того времени. Так, А.Н. Радищев в сочинении «Беседа о том, что есть сын Отечества» рассуждает: «Не все рожденные в Отече-стве достойны величественнаго наименования сына Отечества (патриота)» (Радищев, 1938, с. 215). В пер-вой трети XIX века появился девиз «За Веру, Царя и Отечество» (Гайда, 2018), объединивший в созна-нии русского человека православие и любовь к своей стране.

Формированию современной трактовки термина «патриотизм» способствовали отечественные ученые, понимавшие «патриотизм» как сознательную и добровольную позицию граждан на основе индивидуальной свободы, или же как нравственную основу жизнеспособности общества (Демидова, Криворученко, 2008). Так, советский филолог Д.С. Лихачев под патриотизмом понимает «творческое начало, способное все определить и осветить в жизни, вдохновить всю жизнь человека» (Лихачев, 1983, с. 14), а В.К. Криворученко соотносит его с когнитивным уровнем восприятия, отражающимся во всеобъемлющих знаниях гражданина о различных сферах своей жизнедеятельности: культурной, географической, исторической, политической, экономической, а так-же ряду других социально важных направлений жизни своей страны. Автор считает это чувство «чем-то сокровенным, связывающим человека с минувшим прошлым и текущим настоящим своего Отечества, а также дающим упование на грядущее будущее своей страны» (Криворученко, 2008, с. 251).Автор «Толкового словаря живого великорусского языка» известный русский писатель В.И. Даль дает следующее определение: «Патриотизм — это чувство любви к Родине, идея, сознание гражданской ответственности за судьбы отечества, выражающиеся в стремлении служить ради своего народа, защиты его интересов» (Даль, 1863), а в словаре С.И. Ожегова дефиниция патриотизма звучит как «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» (Ожегов, 1949)  См.

2 thoughts on “Патриотизм: соотношение индивидуального и социального”

  1. You made some nice points there. I did a search on the subject matter and found most persons will agree with your website.

Comments are closed.

Scroll to Top