К ВОПРОСУ О ВЫЗОВАХ 21 ВЕКА И МЕСТЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССАХ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БУДУЩЕГО
Когда я произношу слово «учитель», то имею в виду не только педагогов, работающих в средней или высшей школе, а саму систему формирования, сохранения и развития коллективных знаний, нравственности и памяти народа, передачи всего накопленного следующим поколениям и всем тем людям, которые ее создают и которые способны внести в мир элементы душевной тревоги за их будущность и будущность своего народа, а в нынешних условиях и будущность планетарной цивилизации. Последнее означает уже нечто большее: это чувство ответственности за судьбы людей планеты – своего биологического вида, которому предстоит в ближайшие десятилетия преодолеть трудности выживания. Человечество подошло к порогу, за которым нужна и новая нравственность, и новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. Кто их будет создавать и пестовать? От того, как следующие поколения смогут усвоить эту тревогу за будущее, понять и реализовать собственную ответственность, и зависит это будущее. См. Н. Моисеев
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ Н.МОИСЕЕВА В ПОНИМАНИИ СОВРЕМЕННОЙ КАРТИНЫ МИРА
В дополнение к современным вызовам, отмеченным в моей публикации “Современный образовательный вызов: от нового ликбеза к новому профессионализму” (-российское образование сталкивается с современными вызовами, обусловленными высокими темпами развития технологий; -человек, постепенно передавая искусственному интеллекту функции анализа и принятия решений, и снижает требования с себе самому как разумному творению Вселенной; -современное отечественное образование выведено в настоящее время за рамки единого экономического процесса) важно отметить, что современное образование требует не просто реорганизации, адаптации к новым реалиям, но и подготовки к переходу на принципиально новую модель своей организации.
..мы должны помнить, что научное мировоззрение могущественно влияет на все формы жизни, мысли и чувства человека и заключает в себе единственные проявления истины, которые для всех времен и для всех людей являются бесспорными. Но определить, какие черты научного миросозерцания истинны, нередко трудно и почти безнадежно» (Вернадский В.И. — Научная мысль как планетное явление)
Как известно, исследуя огромные массивы информации, В.И. Вернадский пришел к выводу о необходимости их систематизации. Во времена его жизнедеятельности эта задача не была решена, т.к. еще не было разработано (и даже не была поставлена задача разработки) адекватных методологических средств, позволяющих решать задачи подобной сложности….
Рост общественного сознания — сложнейший иерархический процесс, понимание которого предопределит судьбу человечества уже в ближайшее время. Поэтому одновременно со сформулированными выше задачами важно решать задачи формирования Человека, обладающего новым мышлением.
Вышеприведенное дает основание подчеркнуть значение и роль личной ответственности представителей науки. В первую очередь, тех, чьи работы связаны с процессами общественного и государственного строительства, а также задачами формирования Человека 21 века.
Во избежание эффекта «измов», изложенного нами в публикации» К ВОПРОСУ О ПОСТАНОВКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ НООСФЕРНОЙ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (В. Логвиненко, А. Малюта)* требуется регулярно проводить адекватный концептуально-понятийный и методологический самоконтроль, способствующий адекватному введению новых понятий и их деятельностно верному толкованию. Сюда же можно добавить очень важную научную работу, связанную с особенностями решения системной проблематики, где описаны 29 признаков, которым должна соответствовать новая социальная системная теория В работе проф. К.Бейли «Социология и новые системные теории: к теоретическому синтезу» (1994). сделан важный вывод (фактически – требование к системной деятельности): методы описания систем сами должны быть системными. На сегодняшний день это требование массово нарушается подавляющим большинством научных работников, которые либо не знают его, либо не придают ему соответствующего значения. Как следствие такого нарушения – порождение огромного количества логически верных работ, не имеющих истинного научного содержания и совершенно не пригодных к практическому применению.
При переходе на новую образовательную парадигму, важно исходить из того, что человек, обладающий сознанием, имеет преимущество не только перед животным миром, но и перед носителями искусственного интеллекта способностью прогнозировать будущее. Вместе с тем, в условиях переход к новому этапу человеческого развития помимо обусловленного этими процессами увеличения влияния компьютерных технологий на все сферы жизнедеятельности человека, через информационные сети и через образование внедряются технологии снижения потенциала человека. “В соцсетях действует ряд заложенных программистами алгоритмов, которые влияют на поведение пользователей. Например, внедряется хаотический, клиповый образ мышления за счет непрерывной подачи в социальной сети краткой, быстрой, эмоциональной и малосодержательной информации. Регулярное погружение пользователя в подобный информативный поток ведет к атрофии у него мышления и невозможности формирования систематического взгляда на окружающий мир. В изуродованный мозг легко вкладывается нужное администрации соцсети содержание, пусть даже оно противоречит базовым интересам пользователя” (Проблемы строительство русской нации. Социальные сети). Известный российский ученый проф. Черниговская отмечает, что люди должны работать головой, это спасает мозг. чем больше он включен, тем дольше сохранен, приводя при этом слова Натальи Бехтеревой, написавшей работу «Умные живут долго». А в связи с угрозой потери человеком своего преимущества перед компьютером ученый предупреждает о необходимости тренировать понимание, а не запоминание (Люди должны работать головой – это спасает мозг).
По сути дела на данном этапе проявляется симптом потери знаний, что, как известно, приводит к коллапсу социальных систем. Вернее, разного рода знаний много, но они недостаточно организованы для использования в современной практике. Таким образом сегодня важно уметь системно организовать знания и получить адекватный для решения каждой проблемы теоретико-методологический подход. Для этого важно ввести в программы школ и вузов наддисциплинарный предмет, например, “Основы системного анализа.”
СКНОВ ВЕРНАДСКИЙ+ готов содействовать формированию будущего целостного контура новой парадигмы образования.
НУР: теория и алгоритмы реализации
