См. также См. Стратегия 24
Конституция Российской Федерации Раздел первый Глава 2. Права и свободы человека и гражданина |
Статья 29 гласит: |
2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Чем может руководствоваться человек или группа людей, занимающих активную жизненную позицию в ответ на невозможность (по разным причинам) донести свои доводы о недостаточности мер, уровня их научной обоснованности, а порой нарушении прав человека и лишении граждан веры в эффективное управление? Законодательство дает возможность организации общественного контроля.
Мониторинг — это система постоянного наблюдения за явлениями и процессами, проходящими в окружающей среде и обществе, результаты которого служат для обоснования управленческих решений по обеспечению безопасности людей и объектов экономики.
Об общественном контроле
Введение: общественный контроль является атрибутом развитого гражданского общества в государстве. В России федеральный закон, регламентирующий порядок осуществления общественного контроля, был принят в 2014 г.
Данный закон закрепил ограниченный круг субъектов осуществления общественного контроля в России, вместе с тем текущее законодательство свидетельствует о фактическом включении в данный механизм иных, не закрепленных в законе субъектов. Цель: на основе теории и правоприменительной практики проанализировать механизм обеспечения общественного контроля в разных сферах жизнедеятельности государства и сфор- мулировать его субъектный состав. Методологическая основа: данное исследование основывается на применении методов анализа и синтеза, дедукции и индукции, системного анализа, а также метода диалектики. Неотъемлемой составляющей методологии осуществления общественного контроля являются частнонаучные методы исследования, такие как: исторический, историко-правовой, сравнительно- правовой и формально-юридический. Результаты: анализ содержания федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», с точки зрения закрепления субъектов осуществления общественного контроля и форм его реализации, фактически позволяет сделать вывод, что данный закон продублировал закрепленные ранее ФЗ «Об Общественной палате РФ», формы осуществления общественного контроля и его субъектный состав. Выводы: анализ субъектного состава осуществления общественного контроля в России предполагает необходимость законодательного закрепления возможности реализации функций общественного контроля и механизма их реализации такими субъектами, как общественные объединения, непарламентские политические партии, профессиональные союзы, средства массовой информации и граждане России.
Федеральный закон также предусматривает возможность, с целью осуществления общественного контроля, создавать общественные наблюдательные комиссии, общественные инспекции, группы общественного контроля и иные структуры. Однако фактически круг субъектов общественного контроля, закрепленный федеральным законом, нельзя считать исчерпывающим. Осуществление общественного контроля является основополагающей функцией гражданского общества. Развитые демократические государства могут и не предусматривать принятия специальных законов, регламентирующих механизм осуществления общественного контроля. Такой контрольный механизм осуществляется традиционно всем спектром общественных институтов, функционирующих в государстве и способствует выполнению задач, стоящих перед государством, а именно созданию механизма учета общественного мнения, обеспечения открытости и гласности в деятельности органов публичной власти, защите основных прав и свобод гражданина. Участие институтов гражданского общества в осуществлении контрольных механизмов за деятельностью государственно-властных структур положительно влияет на повышение уровня правосознания, правовой культуры и политической активности граждан страны.
СУБЪЕКТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ
Масланов Е.В. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ЭКСПЕРТА КАК НОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ НАУКИ
Гражданская экспертиза и научное знание в цифровую эпоху
Статья 19. Общественный мониторинг
1. Под общественным мониторингом в настоящем Федеральном законе понимается осуществляемое субъектом общественного контроля постоянное (систематическое) или временное наблюдение за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.2. Организаторами общественного мониторинга являются Общественная палата Российской Федерации, общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные палаты (советы) муниципальных образований, общественные наблюдательные комиссии, общественные инспекции, общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации.3. Общественный мониторинг проводится публично и открыто с использованием информационно-телекоммуникационных систем, в том числе информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.
4. Порядок проведения общественного мониторинга и определения его результатов устанавливается организатором общественного мониторинга. Организатор общественного мониторинга обнародует информацию о предмете общественного мониторинга, сроках, порядке его проведения и определения его результатов в соответствии с настоящим Федеральным законом.
5. Субъектом общественного контроля по результатам проведения общественного мониторинга может быть подготовлен итоговый документ, который подлежит обязательному рассмотрению органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.
6. Итоговый документ, подготовленный по результатам общественного мониторинга, обнародуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.
7. В зависимости от результатов общественного мониторинга его организатор вправе инициировать проведение общественного обсуждения, общественных (публичных) слушаний, общественной проверки, общественной экспертизы, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных общественных мероприятий.
К сожалению мониторинговая миссия является привилегией перечисленных в Законе организаций, а права гражданина в этой сфере не оговорены.