ЗАСЕДАНИЕ ОТКРЫТОЙ КАФЕДРЫ «ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ” – часть 2

проводится по инициативе  Движения «Солидаризм женщин в процессах развития и проектирования будущего»

ОБРАЗОВАНИЕ КАК РЕШАЮЩИЙ ФАКТОР ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Постановочные публикации:

К проблеме общественной безопасности: методология и практика

Современный образовательный вызов: от нового ликбеза к новому профессионализму

Человеческий капитал новой эпохи: образование

О социальной ответственности человека

Целеполагание, понятийный аппарат и концептуальное обоснование в социальной практике

Профессиональная компетентность и карьерный рост

Если при рассмотрении проблемы, вынесенной на обсуждение, обратиться к информации, опубликованной в интернете, то целесообразно привести выдержки из материала  “Зачем нужно образование”, так как оно в целом соответствует понятному для среднего читателя контенту:

“Корректное определение образования звучит как «процесс получения структурированных знаний, навыков и умений, формирование определенных личностных характеристик и развитие умственного потенциала».

Любое действие, способствующее вашему интеллектуальному росту, является образованием. Возьмем, к примеру, студента, пишущего код на Python в Институте международных экономических связей, и ребенка, пытающегося самостоятельно прочитать детскую книгу. Оба они занимаются образованием

Обучение структурирует мышление

В процессе обучения студенты узнают новые концепции, идеи и методы, которые помогают им организовать и анализировать информацию. Это позволяет лучше понимать сложные темы и проблемы, а также принимать обоснованные решения.

Обучение развивает способности к самоорганизации

Чтобы быть успешным студентом, необходимо уметь управлять своим временем, ресурсами и задачами. То есть недостаточно просто следовать по течению, необходимо развить навыки постановки целей, планирования, организации и управления своими делами. Самоорганизация также важна для работы и повседневной жизни.

Главной целью образования является формирование профессионально и социально компетентной личности, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию”.

Однако важно учитывать следующую позицию: В современной системе образования ребенок вырастает объектом управления. Как изменить ситуацию?

Наука разрабатывает методы и формы обучения и наполняет образовательный процесс, т.е. обеспечивает конкретным материалом процесс обучения.

Применение же искусственного интеллекта в проектировании и сопровождении социальных процессов не решает задачи адекватности объекта, метода и модели. Причиной является то, что несмотря на высокую точность машинных вычислений, исходные социальные данные даются с огромной погрешностью и их обработка с огромной инструментальной точностью лишена всякого смысла, так как качество результата определяется именно этими в основном неточными данными.  А неточность исходных данных в свою очередь определяется тем, что они получаются в ходе вербальных оценок или на основе узко  специализированных (фрагментарных) мнений и неполных (неадекватных) постановок задачи.

А кто проектирует и формулирует цели образования в  связи с учетом новых вызовов и требований к развитию ноосферного человека?

Очевидно, что слово должны сказать представители фундаментальной науки. А кто это на современном этапе исторического развития?

Статус фундаментальных ЮНЕСКО присваивает исследованиям, которые способствуют открытию законов природы, пониманию взаимодействий между явлениями и объектами реальной действительности.

К основным функциям фундаментальных исследований относится — познавательная; непосредственной задачей является получение конкретных представлений о законах природы, которые обладают характерной общностью и стабильностью. К основным признакам фундаментальности относят:

а) концептуальную универсальность,

б) пространственно-временную общность.

Важно отметить, что образование – это ключ к будущему человечества.

В.И. Вернадский говорил, что разумная деятельность человека становится определяющим фактором преобразования цивилизации. См. Ноосфера хранилище знаний Учение Вернадского”.

В этом высказывании есть завещание человечеству: действовать разумно. Очевидно, что для этого необходимо обладать достаточным объемом знаний. Однако, исследуя  огромные массивы информации, он пришел к выводу о необходимости их систематизации. Во времена В. И. Вернадского эта задача не была решена, т.к. еще не было разработано (и даже не была поставлена задача разработки) адекватных методологических средств, позволяющих решать задачи подобной сложности. На данном этапе данная задача может решаться, но к ней не проявляют интереса, что влечет за собой потерю человеком контроля за происходящим. См. также

Школа должна развивать у первоклассников, второклассников и так далее активность, ответственность и самостоятельность. К. Роджерс (психолог, автор концепции школьного образования) считают, что это один из факторов, который может помочь в том числе выходу  этих стран от нищеты.

ПОЗИЦИИ УЧАСТНИКОВ ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА СКНОВ И НЕЗАВИСИМЫХ ЭКСПЕРТОВ

Авторская разработка Л.В. Волгуновой – опытного педагога и воспитателя

___________________________________

О ситуационном анализе

При утверждении о необходимости проведения ситуационного анализа аналитики, как правило,  предлагают осуществление некоторого комплекса мер или анализ событий и явлений в их естественном окружении, в противоположность лабораторным условиям.   В бизнесе  СА проводится с целью изучения и оценки  состояния достижений  компании в определенный момент,  для чего анализируется внутренняя и внешняя среда, в которой она работает[9].

Актуальность нового способа  мышления современного человека

Современный человек поставлен перед интеллектуальным вызовом. При этом  важно понимать, что интеллект как составляющая процесса мышления человека  способен формировать адекватный образ мира и оценивать процессы в нем происходящие не на основе эрудиции, а  благодаря  готовности мышления использовать методологические приемы и закономерности развития систем (учитывая, что все есть система),  в том числе с учетом разнообразия позиций,  свойственного реальной социальной практике.

Наука на сегодняшний день, развиваясь в парадигме постмодернизма все дальше уходит от понимания, обоснования  и контроля за реальными  социально-экономическими и иными процессами на всех уровнях организации социума. Причины такого состояния затронуты в публикации «Междисциплинарные исследования – новые перспективы для философии»,  раскрывающей причины кризиса философии и необходимости объединения наук.[6] Авторы публикации подчеркивают:  «Междисциплинарные исследования жизненно необходимы философии, если она не хочет превратиться в угрюмую хранительницу сакральных ценностей или, хуже того, в интеллектуальное развлечение «на любителя».  

Т.о. возрастает роль системных аналитиков, владеющих методологией системного междисциплинарного анализа

При этом под ситуационным анализом подразумеваются следующие операции, выполненные над исходными данными:

1) формулировка целей проводимого исследования;

2) реализация процесса систематизации и анализа исходных данных.

Формулировка целей позволяет методологически правильно поставить задачу построения модели и сформулировать ограничения на процедуру ее построения. 

В свою очередь достижение целей СИ предполагает решение двух основных задач:  информационной полноты и адекватности.

Информационная полнота как способ организации информации по замкнутому циклу является необходимым условием для успешной реализации процесса интерпретации полученных результатов.  Наиболее общая форма методологического цикла любого исследования имеет вид методологически замкнутой последовательности: объект — модель — метод — реализация — интерпретация — объект.  

Решение задачи адекватности  предполагает соблюдение первого фундаментального  закона кибернетики Эшби (закона  необходимого разнообразия)  который,  как известно,  гласит: «для успешного управления объектом разнообразие управляющих действий должно быть не меньше разнообразия возмущений (состояний объекта)».[11] 

Ситуационный анализ становятся особо актуальным в процессах исследования развивающихся систем и  систем,  испытывающих деформации  в экстремальных условиях (война, чрезвычайная операция), катастрофы и пр. Далее

1 thought on “ЗАСЕДАНИЕ ОТКРЫТОЙ КАФЕДРЫ «ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ” – часть 2”

  1. Ситуация “как есть” – кому и зачем нужны знания? Образование деградирует на глазах. Образование в нашей стране это уже давно одна из самых коррумпированных сфер в России. Нехватка профильных специалистов, катастрофическое положения дел в сфере здравоохранения, строительства и т.д. объясняется очень просто — все продается и покупается, и дипломы, в том числе. И чем больше у тебя денег и связей, тем легче будет получить заветный документ об образовании.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll to Top